Что такое Защитное вождение

защитное вождение

Водить автомобиль - одно из самых необходимых умений в современном мире. С самого первого появления автомобилей на дорогах городов, у водителей появилась необходимость учиться водить автомобиль.

Защитное вождение зародилось в начале 20-го века, когда водителей учили выживать на дорогах. В первых автошколах в США и Европе водителя тренировали уходить от столкновения с другими участниками движения. Тогда этот подход был оправдан и необходим: технически, автомобили того времени, были очень сложны в управлении, хотя и устроены проще чем современные. А если вы управляли ВАЗ 2101, например, а сейчас у вас автомобиль с электро-усилителем руля, электронной педалью газа, автоматической коробкой передач и датчиками помощи при парковке с камерой заднего вида, то поймёте, что в начале 20-го века автомобилями было сложнее управлять. А чем сложнее управление, тем выше риск потери управления из-за ошибок водителя.

Например: если на автомобиле с барабанными тормозами на всех колесах, нажать тормоз, то автомобиль начнёт тянуть в сторону при замедлении, так как колодки барабанных тормозов изнашиваются неравномерно в процессе эксплуатации. И так - со всеми элементами автомобиля, нужно было быть отважным и немного безумным, чтобы управлять автомобилями того времени в окружении таких же самоучек.

Правил дорожного движения, в нашем понимании не существовало. От водителя требовалось понять куда остальные водители, пешеходы а так же лошади в упряжках собираются двигаться на перекрёстках, в вечернее время пытаться ориентироваться на неосвещенных дорогах почти без фар. Приходилось ехать 5 километров в час за впереди двигающимся, специальным человеком с фонарем. А если что-то шло не так, у водителя прошлого (без современных систем пассивной безопасности) не было шансов остаться целым и невредимым после столкновения, поэтому и учили уворачиваться, съезжать с дороги, выпрыгивать на ходу и другим приемам.

Что же происходит с современными автомобилями? Они оснащаются все более продвинутыми электронными системами управления и безопасности. Производители делают это для получения максимальной прибыли, именно по этому экономическому закону автомобили сделаны так, чтобы комфортно и безопасно водить смог без особых усилий водитель с любым уровнем подготовки и возраста, даже без навыков защитного вождения.

Для управления суперкарами 80-х годов были необходимы специальное обучение и подготовка, но даже это не оставляло шансов водителям при допуске ошибки в управлении и заканчивалось вождение, как правило, травмами и более серьезными последствиями для "пилота" истребителя под названием, например: Lamborghini Diablo. В своём автомобиле вспомните ощущения, когда вы едете по заснеженному шоссе или обледенелому мосту. Ощущения стабильности движения и управляемости таковы, что это позволяет держать руль одной рукой и раздражаться на то, что водитель впереди вас слишком осторожничает в выборе скорости движения, управляя автомобилем менее совершенной конструкции. Это результат развития технологий автомобилестроения и совершенствования систем безопасности.

Возникает вопрос - ЗАЧЕМ учится контролю скольжения или выхода из заноса, если начало скольжения распознается датчиками раньше чем водитель почувствует это скольжение, ЗАЧЕМ учиться выходить из заноса, если системы ABS, ASR и ESP способны исправить развития процесса скольжения любой из 2-х осей автомобиля и создать поворачивающий момент обратный оси вращения автомобиля. Тем не менее, законов физики современные технологии еще не отменили и если в дороге на большой скорости лопнет колесо, навыки защитного вождения смогут спасти вам жизнь и здоровье.

Требования к умению вождения значительно снизились, но кроме физики, есть еще особенности человеческого мозга. Так как человек быстро адаптируется к меняющимся условиям, особенно если эти условия облегчают нам жизнедеятельность. С появлением электронных систем в автомобилях, водители адаптировались к устойчивому поведению автомобиля на скоростях свыше 100 км/ч на шоссе на различных типах покрытий, стабильному и без задержек во времени срабатывания тормозной системы с ABS, ускорению без проскальзавания ведущих колёс даже на подъёме и на скользком покрытии, привыкли к тишине и виброизоляции салона, а это в свою очередь ведёт к искажению восприятия скорости. Мощность и динамика автомобилей такова, что если мы разгоняем его до 100 км/ч за 8-10 секунд, а замедляем по средством дисковых тормозов с индивидуально контролируемыми ABS тормозами на современных шинах со 100 км/час на расстоянии от 25 до 40 метров на сухом асфальте (2-е длинны грузовика с полуприцепом), то наше природное восприятие не способно так быстро адаптироваться к таким изменениям и мы ошибочно ощущаем при замедлении с 90 км/час до 60 км/час, что двигаемся с меньшей скоростью, чем показывает спидометр.

При увеличении скорости мы быстро адаптируемся и возникает желание еще большего увеличения, особенно если мы не испытываем неприятных ощущений от вибрации кузова, подвески автомобиля, нарушения прямолинейности траектории движения, осложнений руления и контроля сцепления шин с дорогой, или ощущения страха. Современный автомобиль создан так, что все перечисленные ощущения снижены конструктивно и электронно. Адаптация приводит к искажению восприятия реальности и водитель не осознавая расширяет способность автомобиля передвигаться в пространстве. Возникает ложное ощущение контроля при выполнении манёвров. Инженеры и производители знают об этом и не хотят, чтобы их клиент погиб или пострадал в аварии на автомобиле, они производят автомобили с целью извлечения прибыли. Именно поэтому дальнейшие шаги в развитии безопасности автомобилей ведут к частичной, а в конечном итоге полного отстранения человека от управления автомобилем.

Мы с вами ещё водим автомобили, которые требуют нашего участия, поэтому мы предлагаем вам обучение защитному вождению и использованию базовых принципов безопасности вождения автомобиля, основывающихся на знаниях психологии, психофизиологии, анатомии человека и физики.

Пример корпоративного обучающего видео

Мы можем снять обучающий фильм, который будет соответствовать тем условиям, в которых будут работать ваши сотрудники.

Подробнее об обучении защитному вождению

 

К списку статей